Четверг, 25.04.2024, 16.15.11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » логопедические проекты

Многозначные слова
27.11.2014, 18.59.53

Многозначные слова

 Проект

Паспорт проекта

Название проекта

Многозначные слова

Основные разработчики проекта

О. П. Попова, учитель-логопед  МАДОУ № 1

Проблема

Развитие активного и пассивного словарей  детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в настоящее время, является одной из главных проблем педагогов, работающих в детских садах. Отмечается, что к старшему дошкольному возрасту появляются существенные различия в уровнях сформированности экспрессивной речи детей с нормой речевого развития и детей с нарушениями речи.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование качественной стороны детской лексики, повышение уровня развития общей речевой культуры.

Задачи

1. Способствовать повышению интереса у детей к слову, к его смысловой стороне.

2. Познакомить с разнообразием значений многозначных слов.

2. Научить детей «видеть» многозначное слово, понимать его значение, замечать речевые и логические ошибки.

3. Формировать умения и навыки воспитанников по использованию многозначных слов в своей речи.

 4. Развивать точность и выразительность языка, мышление,  память, внимание, воображение, фантазию.

Сроки реализации проекта

I этап (подготовительный)

15. 10. 2013 – 20.10.2013

II этап (основной)

21.10.2013 – 31.10.2013

III этап (заключительный)

01.11.2013 – 07.11.2013

Перечень основных мероприятий

1. Непосредственная образовательная деятельность по теме «Многозначные слова»

2. Практические консультации для родителей и педагогов

3. Презентация страничек книжки-малышки «Многозначные слова»

4. Познавательный досуг «Волшебные слова»

Исполнители проекта

1. Дети старшей группы

2. Учитель-логопед и педагоги старшей группы

3. Родители

Ожидаемые конечные результаты

1. Дети правильно понимают смысловые значения многозначных слов, употребляемых в том или ином контексте.

2. Умеют правильно подбирать и использовать многозначные слова в собственной речи.

Ресурсное обеспечение

1) кадровое: учитель-логопед, воспитатели группы;

2) материально-техническое: фотоаппарат, компьютер, интерактивный комплекс;

3) информационно-методическое: литература по проблеме речевого развития дошкольников, информация интернета, литература для детей по теме.

Актуальность проекта

  В настоящее время, в связи с возросшими требованиями к культуре речи, возникла необходимость работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса детей. Эта работа должна идти, на наш взгляд, не только по пути накопления новых лексических единиц, но и в направлении систематического раскрытия и усвоения многозначности  слов.

   Дошкольники  зачастую не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Роль изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка трудно переоценить: понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ребенка, предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников.

   В рамках данного проекта мы планируем показать детям в игровой форме жизнь самого слова, раскрыть смысловое богатство многозначного слова, способствовать умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа послужит для развития уровня общей речевой культуры детей.

Целевые группы

Целевые группы

Их интересы

Дети 5 – 6 лет

Интерес детей к пониманию смыслового значения многозначных слов.

Родители

Просветительная работа с родителями по расширению словарного запаса детей, уточнению лексических значений слов и их разнообразных обозначений.

Педагоги

Реализация творческого подхода педагогов  к работе по уточнению и расширению  активного словаря детей старшего дошкольного возраста, а также совершенствование устной речи.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

15.10.13. – 20.10.13

1. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

2. Анкетирование родителей «Уровень общей речевой культуры ребёнка»

3. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

4. Обсуждение с родителями и педагогами группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап

(основной)

21.10.13. – 31.10.13

Содержание деятельности учителя-логопеда.

С детьми.

1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

3. Подготовка и проведение презентации страничек книжки-малышки «Многозначные слова».

С педагогами

1. Консультация «Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов»

2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

Содержание деятельности воспитателей.

1. Беседы «Ярмарка слов», «О замках, замке и ключах»,  «Блестит ли золото?», «Летите, летите, летите»

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

С родителями

1. Консультация «Многозначные слова»

2. Консультация «Игры и упражнения по ознакомлению с многозначными словами дома»

3. Памятка «Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря».

Содержание деятельности родителей.

Создание страничек книжки-малышки «Многозначные слова»

III этап

(заключительный)

01.11.13. – 07.11.13

1. Познавательный досуг «Волшебные слова».

2. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

3. Анализ полученных данных.

Календарный план мероприятий

Дата

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

15.10.13

 

1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта.

2. Обсуждение с  педагогами группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

16. 10.13

Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

 

 

17.10.13.

 

 

Обсуждение с родителями группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

18.10.13.

 

 

Анкетирование родителей «Уровень общей речевой культуры ребёнка»

21.10.13 – 31.10.13.

1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.

2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.

3. Подготовка и проведение презентации страничек книжки-малышки «Многозначные слова».

1. Консультация «Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов»

2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

 

1. Консультация «Многозначные слова»

2. Консультация «Игры и упражнения по ознакомлению с многозначными словами дома»

3. Памятка «Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря».

 

01.11.13

Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.

 

 

07.11.13

Познавательный досуг «Волшебные слова».

 

 

Оценка результатов

Критерии

Показатели

Уровень сформированности понимания смысловой стороны многозначных слов.

  1. Доля детей имеющих низкий уровень.
  2. Доля детей имеющих средний уровень.
  3. Доля детей имеющих высокий уровень.

Уровень сформированности умения выделять  и употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.

  1. Доля детей имеющих низкий уровень.
  2. Доля детей имеющих средний уровень.
  3. Доля детей имеющих высокий уровень.

Вовлечение родителей в совместную деятельность

Повышение доли родителей воспитанников, вовлеченных в совместную деятельность.

Литература

1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html 

2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

4. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc 

6. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php .

7. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12 

Категория: логопедические проекты | Добавил: 28071973
Просмотров: 4437 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar