Пятница, 29.03.2024, 07.49.40
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » открытые занятия

"Осень"
[ · Скачать удаленно () ] 14.11.2014, 06.44.22

Осень

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Предварительная работа:  постановка и автоматизация звука [ш], заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с этим звуком, рассматривание иллюстраций и фотографий города, осенних пейзажей, знакомство с многозначностью и переносным значением слов.

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Задачи:

1. Уточнить навыки правильного произношения звука [ш] изолировано, в словах, предложениях, чистоговорках.

2. Закрепить знания характеристики и артикуляции звука [Ш].

3. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной и общей моторики, речевого дыхания.

4. Совершенствовать умение определять  место звука [ш] в словах.

5. Расширить представление о переносном значении слова «золотая», уточнить значение сложного слова: листопад, актуализировать признаки осени, осенние месяцы.

6. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

7. Воспитывать доброту, отзывчивость, усидчивость, умение выслушивать.

Планируемый результат: правильно произносит звук [ш] в свободной речи, умеет самостоятельно определять место заданного звука в речи, имеет представления о переносном значении слов, признаках осени и осенних месяцах.

Оборудование: проектор, интерактивная презентация, тренажёры для выработки правильного речевого выдоха, мяч, предметные картинки, схемы слов, символы звука [Ш].

Ход занятия

Дети заходят в зал. Звучит аудиозапись звуков природы: «Осенний лес».

Логопед. Здравствуйте ребята!

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

И сразу становишься добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера.

Прислушайтесь, что вы слышите?

Ответы детей.

Логопед. Как вы думаете, где можно услышать такие звуки?

Ответы детей.

Логопед. А в какое время года так поют птицы, идет дождь, и шелестят листья под ногами?

Ответы детей.

Логопед. Правильно, такие звуки в природе мы слышим осенью. Как вы думаете можно отличить времена года по звукам природы?

Ответы детей.

Логопед. П оиграем в игру «Узнай время года»?

Ответы детей.

Логопед. Послушайте внимательно звуки, определите, в какое время года их можно услышать.

Слайд №2 переход по гиперссылке . Игра «Узнай время года», слайды №3,4, 5,6. Возврат по гиперссылке на 2 слайд.

Логопед. А какое время года сейчас у нас?

Ответы детей.

Логопед. Сколько месяцев длится осень?

Ответы детей.

Логопед. Перечислите их пожалуйста по порядку.

Ответы детей.

Логопед. Молодцы!

Логопед вывешивает на доску фотографии разных периодов осени, рассказывая о каждом периоде.

Сентябрь обычно называют ранней осенью. Ещё часто бывает тепло днем, а ночи становятся уже холодными. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют «золотой осенью». Это самый красивый осенний период. Как вы думаете, почему его называют «золотым»?

Ответы детей.

Логопед. Правильно, мне очень понравились ваши рассуждения. Многие слова употребляются нами в переносном значении и слово «золотая», тоже имеет несколько значений. Например, «золотые руки» – это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение носит, переносное значение. «Золотой кулон» – это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова. «Золотая осень» тоже имеет переносное значение.

Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

Время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. Деревья в парках и лесах потеряли листву, становятся голыми, уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

Ребята, как выдумаете, какой период осени сейчас наступил? Почему вы так думаете? Назовите признаки «золотой осени» и докажите мне, что на улице сейчас «золотая осень».

Ответы детей. Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога. Называют признаки «золотой  осени».

Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными и начинают опадать от дуновения ветерка. Когда смотришь на осенний лес или парк из далека, он кажется «золотым».

Логопед. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Вы знаете как называют это явление природы?

Ответы детей.

Логопед. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши рассуждения. Сегодня прекрасный солнечный денёк «золотой осени» и я хочу предложить вам погулять по нашему осеннему городу. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и прислушаемся.

Переход по гиперссылке Стадион им.А.Н. Абрамова, слайд №7

Посмотрите,  где мы оказались? 

Ответы детей.

Логопед. Правильно, ребята – это самая большая спортивная площадка нашего города – стадион имени А. Н.Абрамова. А как вы думаете,  для чего нужен стадион?

Ответы детей. Для занятий спортом.

Логопед. А какие виды спорта знаете вы?

Ответы детей. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, теннис, художественная гимнастика, фигурное катание, легкая атлетика, лыжный спорт и т. д

Логопед. Молодцы! Хотите и мы с вами сейчас сделаем зарядку? Зарядку для нашего язычка. Проходите и присаживайтесь на свои места. Слушайте и повторяйте упражнения вслед за мной.

Переход по гиперссылке на слайд №8 «Зарядка для язычка»

Переход по гиперссылке на слайд №9, 10, 11,12,13, 14.

Логопед. Ребята, посмотрите, как много осенних листочков нападало на футбольное поле стадиона. Давайте попробуем их сдуть. У вас на столах лежат тренажёры с осенними листочками для тренировки правильного речевого выдоха, если мы правильно выдохнем, листочки разлетятся, и мы увидим, что под ними спрятано. Вдохнём глубоко носом и плавно подуем на листики.

Дети. После плавного выдоха дети хором проговаривают названия предметов, которые появляются на поле.

Переход по гиперссылке на слайд №15

Логопед. Ребята, какой один и тот же звук слышится во всех словах.

Ответы детей. Звук [Ш]

Логопед. Правильно, молодцы.

Переход по гиперссылке на слайд №2

Вспомните характеристику звука [Ш]

Ответы детей. Этот звук согласный, твёрдый, глухой.

Логопед. Почему вы так считаете? Докажите мне это.

Ответы детей. Его нельзя пропеть. Он состоит из шума. Воздух выходя, изо рта встречает препятствие.

Логопед. Вы совершенно правы, молодцы. Вспомним артикуляцию звука [Ш] .Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [Ш].

Ответы детей. При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.

Логопед. Молодцы! Хочу предложить вам поиграть в игру «Самый внимательный». Возьмите в руки на столе символы звука [Ш], закройте глаза, я буду произносить слова, а вы если услышите в слове звук [Ш] поднимите вверх символ этого звука. (шёпот, ветер, шелест, листья, шаги, тучи, пташки, шумный, птицы, трава, детишки).

Звучит аудиозапись звуков «Осеннего леса»

Переход по гиперссылке на слайд № 16

Логопед. Ребята посмотрите, куда мы с вами попали? Кто знает, как называется это место в нашем городе?

Ответы детей.

Переход по гиперссылке на слайд №17

Логопед. Послушайте, как шуршат сухие листочки под ногами. Вам не кажется, что звук листиков под ногами похож на звук [Ш]?

Ответы детей.

Переход по гиперссылке на слайд № 2

Логопед. Вспомним чистоговорки со звуком [Ш], которые мы учили с вами. Выйдем из-за столов и встанем в круг, я начинаю чистоговорку, а вы её заканчиваете все вместе, а затем, кому я кину мяч, тот её повторит (Игра «Повтори не ошибись»).

Шла-шла-шла – осень в гости к нам пришла.

Шли-шли-шли – вместе мы гулять пошли.

Ша-ша-ша – мы гуляем не спеша.

Шо-шо-шо – в парке очень хорошо.

Ши-ши-ши – любят осень малыши.

Ша-ша-ша – очень осень хороша.

Логопед. Какие вы молодцы! Вы не устали? Давайте проведёт с вами не большую физимутку.

Физминутка «Дождик»

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом  над головой.)

Логопед. Хотите поиграть с Незнайкой, Красной Шапочкой и Машенькой в игру «Подбери слово к схеме»?

Ответы детей.

Логопед. Присаживайтесь на свои места. У вас на столах лежат конверты. Откройте их и достанте картинки и схему. Вам нужно подобрать картинку к схеме, а затем вместе со сказочными героями мы проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Каждый ребёнок индивидуально, самостоятельно выполняет задание.

Логопед. А сейчас сказочные герои помогут Вам проверить правильно ли вы справились с заданием.

Переход по гиперссылке на слайд № 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Логопед. Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями!

Звучит аудиозапись «Звуки осени»

Наше занятие подошло к концу. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, послушаем ещё раз осенние звуки  и сделаем несколько упражнений для наших глаз. 

1. Представьте, как  ветерок играет с осенними листочками, как они кружатся от его дуновения. Медленно поморгайте своими ресничками.

2. Поднимем голову вверх и посмотрим на тучки на небе, а сейчас  медленно опустим голову вниз и посмотрим на дорожки. (Движения головой сопровождаются движениями глаз)

3. Поверните медленно голову влево, посмотрите, затем медленно поверните голову направо.  (Движения головой сопровождаются движениями глаз)

4.  Погреем глазки. Потрите ладошки друг о друга и прикройте ими глаза.

Звуковая запись заканчивается, дети открывают глаза.

Понравилась вам наша прогулка? Что вам больше всего понравилось? А какие задания вам было сложно выполнить? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Ответы детей.

Логопед. В нашем городе, ещё много красивых, замечательных мест мы обязательно с вами отправимся и туда.

 

Категория: открытые занятия | Добавил: 28071973
Просмотров: 1417 | Загрузок: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar