Пятница, 16.11.2018, 00.21.47
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для воспитателей

Картотека игр на развитие фонематической системы языка

Картотека игр на развитие фонематической системы языка

 Формирование умения узнавать неречевые звуки

«Молчанка»

Цель:Формировать представления о звуках, умение различать, что звучало.

Ход игры:  В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном: «Дети, закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять -  начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Что вы услышали? «Скажите, что шумит?»  (ветер, деревья) «Что шуршит?»  (листья) «Кто кричит?»  (дети, мальчик)  «Что гудит?» (самолет, автомобиль)  «Кто разговаривает?»  (люди)  и т.д. Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада – в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д. Педагог играет на музыкальных инструментах – бубне, барабане, гармошке, дудочке; режет и шуршит бумагой, постукивает молотком, постукивает по стеклянному стакану, по металлическому предмету и т. д. «А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию», действия выполняются за ширмой, а дети угадывают, что звучало.  «Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слышали?» (ушами).

«Где стучали?»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение показать место, откуда слышался звук.

Ход игры: Дети сидят с закрытыми глазами, а педагог стучит чем-нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук. 2 вариант: педагог берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а педагог звенит, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок, не открывая глаз, показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«Что звучало?» 

Цель: Развивать слухового внимания, умение  показать, что звучало.

 Ход игры: Педагог берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами.  Затем дети закрывают глаза, а логопед издаёт звуки, дети должны сказать, что звучало. На следующих занятиях используются 3, 4 игрушки.

«Жмурки»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан.

Ход игры: Выбирается водящий, ему предлагается закрыть глаза. В это время педагог прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за спину одного из детей, за штору и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, а если удаляется – тихо.

Предлагается проводить эту игру на многих занятиях. Чтобы сохранить интерес у детей, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

«Колокольчик» 

Цель: Развивать слуховое внимание, умение  показать, у кого из детей звонит колокольчик.

 Ход игры: Дети встают в круг. Водящий находится в центре круга. Незаметно для водящего дети передают за спиной колокольчик. Водящий должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

«Ушки на макушке» 

Цель: Формировать умение различать на слух звучание разнообразных предметов.

Материал: стакан, металлическая баночка, коробка с кнопками (спичками, карандашами, горохом), погремушка.

Ход игры: педагог расставляет на столе ряд предметов. Он предлагает послушать, как звучит каждый из предметов, называя этот предмет. Затем выполняет действия за ширмой, а дети называют, что звучало, гремело.

Количество звучащих предметов нужно постепенно увеличивать от двух – трёх,  до пяти – шести.

Более сложным вариантом игры является определение схожего звучания: например, постукивать по стакану, чашке, кружке, баночке; или резать тонкую бумагу, плотную бумагу, картон, сминать лист бумаги, разрывать её на кусочки. Учимся  различать, какой предмет упал на пол: мяч, пластмассовый шарик, металлическая баночка, картонная коробка, горошинки и т. п.

 «Хлопни, как я»

Цель:Развивать слуховое внимание, умение  повторить за педагогом по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз.

Ход игры: педагог производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребёнок повторяет за ним. 

«Дятел»

Цель:  Развивать слуховое внимание, умение  повторить за педагогом различные ритмы.

Ход игры: педагог отстукивает карандашом различные ритмы (I II  III,  II I II и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.

«Лягушка»

Цель:  Развивать слуховое внимание, умение определить, кто говорил, узнать товарища по голосу.

Ход игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала ...

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Улиточка»

Цель:  Развивать слуховое внимание, умение узнать товарища по голосу.

Ход игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

 

Формирование умения различать слова, близкие по звуковому составу

«Красный – зелёный»

Цель: Развивать у детей  способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу.

Ход игры: Педагог  раздаёт детям по  два кружка – красный и зеленый – и предлагает такую игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный. Затем показывает картинку, громко, чётко называет изображение, а затем чётко произносит звукосочетания:

БАНАН      ВИТАМИН      АЛЬБОМ        КЛЕТКА          ВАГОН     БУМАГА

БАМАН      МИТАНИН     АЙБОМ          КЪЕТКА          ВАКОН     ПУМАГА

ПАМАН     ФИТАМИН     АНЬБОМ        КЛЕТТА          ФАКОН     ТУМАГА

БАНАН      ВИТАЛИН       АВЬБОМ        ТЛЕТКА          ВАГОН      БУМАКА

ВАВАН      ВИТАНИН       АЛЬПОМ       КЪЕКТА          ФАГОН     БУМАГА

ДАВАН      МИТАВИН      АЛЬМОМ       КВЕКТА          ПАГОН     ВУМАГА

БАВАН       ФИТАВИН      АЛЬНОМ        ТЛЕКТА         ФАГОМ     БУНАГА

ВАНАН      ВИТАНИМ      АБЛЁМ           КВЕТКА          ВАКОМ    ПУМАКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

 

«Цепочка»

Цель: Формировать умение детей повторить похожие слова.

Ход игры: Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

МАК – БАК – ТАК                            МОТОК – КАТОК – ПОТОК

ТОК – ТУК – ТАК                             БАТОН – БУТОН – БЕТОН

БЫК – БАК – БОК                             БУДКА – ДУДКА – УТКА

ДАМ – ДОМ – ДЫМ                         НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА

КОМ – ДОМ – ГНОМ                       ТЫКВА – БУКВА – БУДКА

Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.  

«Подбери картинку»

Цель:  Формировать умение детей расположить  свою картинку под той, название которой звучит похоже.

Ход игры: Педагог выставляет на доске в одну линию следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен расположить  свою картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на доске  должны получиться примерно следующие ряды картинок:

КОМ         БАК             СУК            ВЕТКА             КАТОК             ГОРКА

ДОМ         РАК             ЛУК            КЛЕТКА          ПЛАТОК          НОРКА

СОМ         МАК            ЖУК           ПЯТКА            ЛИСТОК           КОРКА

ЛОМ         ЛАК             БУК            ПЛЕТКА          МОТОК           МАРКА

 «Какое слово отличается от других?»

Цель: Формировать умение называть то слово, которое отличается от остальных.

Ход игры: Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети  должны назвать то, которое отличается от остальных:

                           КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

                           КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

                           УТЁНОК – УТЁНОК – УТЁНОК – КОТЁНОК

                           БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

                           ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ

                           МИНУТА – МОНЕТА – МИНУТА – МИНУТА

                           БУФЕТ – БУКЕТ – БУФЕТ – БУФЕТ

                           БИЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ

                           ДУДКА – БУДКА – БУДКА – БУДКА

                           БАБУШКА – БАБОЧКА – БАБУШКА – БАБУШКА

                   ВОЛЧОНОК – БЕЛЬЧОНОК – ВОЛЧОНОК – ВОЛЧОНОК

«Какое слово звучит не так»

Цель: Формировать умение выбирать то слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные.

Ход игры: Из каждых четырёх названных педагогом слов дети  должны  выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

                            МАК – БАК – ТАК – БАНАН

                            СОМ – КОМ – ИНДЮК – ТОМ

                            ЛИМОН – БУТОН – КОТ – БУТОН

                            МАК – БАК – ВЕНИК – РАК

                            СОВОК – ГНОМ – ВЕНОК – КАТОК

                            ПЯТКА – ВАТКА – ЛИМОН – КАДКА

                            ВЕТКА – ДИВАН – КЛЕТКА – СЕТКА

 «Назвать самое короткое слово»

Цель: Упражнять в умении находить самое короткое слово.

Ход игры:  Педагог произносит четыре слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК

СОСУЛЬКА – ОТТЕПЕЛЬ – МАЙ – ПРОТАЛИНА

ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА – ДОЧЬ – ДОЧКА

РОЗА – ПОДСНЕЖНИК – МАК – ЛАНДЫШ

«Назвать  самое длинное слово»

Цель: Упражнять в умении находить самое      длинное слово.

Ход игры:  Педагог произносит цепочку слов, дети на слух выделяют самое длинное слово.

ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД

БОМБА – ПУЛЯ – ГРАНАТА – МИНА

МЕДВЕЖОНОК – ЕЖОНОК - ЛИСЁНОК

 «Подскажи словечко»

Цель: Формировать умение  договаривать последнее слово  четверостишия.

Ход игры:  Педагог произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. Например:

«Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Винтокрылый … (вертолёт)».

«Быть мне нужно очень колкой:

Как иначе шить … (иголкой)!»

 «Нам подскажут вес весы,

А который час - … (часы)».

«Миша делает зарядку,

А Иван копает … (грядку)».

«Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит … (солнце)».

«Ночью светит нам она, белолицая … (луна)».

«В деревянные дворцы возвращаются … (скворцы)».

«И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде)».

«Любим пить по воскресеньям

Чай с малиновым  … (вареньем)».

«Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)».

 «Рифмовки-обманки»

Цель: Формировать умение  ребенка различать слова, похожие по звуковому составу и заменять перепутан­ные слова.

Ход игры:  Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.

Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

Говорит сосед — чудак:

Вырос в поле красный РАК. (МАК).

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)

«Подбери словечко»

Цель: Формировать умение  ребенка подбирать риф­мы в стихотворении.

Ход игры: Ребенок внимательно слушает незакончен­ную рифмовку. Он должен, добиваясь риф­мы в стихотворении, назвать последнее слово, вы­брав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах.

Съел Сережа на обед целых пять больших ...(сосисок, блинов, котлет)

Раскрывает Жаба рот, громко песенку... (кричит, поет, квакает)

Мне, Наташа, очень жаль, что твой пес умчался... (далеко, вдаль, прочь).

По дороге, в тучах пыли пронеслись ...(мотоциклы, кони, автомобили)

Смотрит слон — дорожный знак, не поймет его ...(совсем, никак, ничуть)

Стала Выпь с утра вопить: — Есть хочу! Хочу я...(пить, танцевать, лазать)

На мяч набросился щенок. Схватил его и...(наутек, убежал, разгрыз

 Курица кричит: «Бегу перья гладить к...» (утке, утюгу, подруге)

Стали громко петь еноты, даже разучили ...(слова, ноты, стихи)

Приготовлены постели для ежей у старой ...(ели, липы, сосны)

«Путаница»  

Цель: Формировать умение  ребенка различать слова, похожие по звуковому составу и заменять перепутан­ные слова.

Ход игры: Ребенок внимательно слушает рифмов­ки-перепутанки и заменяет перепутан­ные слова.

Два танкиста едут в ... БАНКЕ. Деньги сохранились в ... ТАНКЕ.

Жаркий наступил ... ПЕНЕК. Маша села на... ДЕНЕК.

У Тани голубые ...ЛАПКИ. Когтистые у кошки... ТАПКИ.

Заверну железный ... БИНТ. И куплю в аптеке ... БИНТ.

От конфет остались ... БАНТИКИ. Завяжу на платье ... ФАНТИКИ.

Полозку рядом с печкой ... КОЛЕНО. И помажу зеленкой ... ПОЛЕНО.

Я посуду мою ... в КОЙКЕ. Вечером читаю ... в МОЙКЕ.

Идут солдаты в прочных ... МАСКАХ. А все на карнавале ... в КАСКАХ.

Попал в тарелку черный ... ГОЛОС. Но тут раздался громкий ... ВОЛОС.

Съел я овощной ... ХАЛАТ. А потом надел ... САЛАТ.

   «Незнайка запутался»

Цель: Упражнять в умении подбирать слова, которые произносятся похоже.

Ход игры: Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет педагог).

«Придумай слово»

Цель: Упражнять в умении придумывать слова, похожие по звучанию. 

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

«Чем отличаются слова»

Цель:  Упражнять в умении  находить разницу в звучании слов.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

«Мое слово»

Цель: Упражнять в умении определять, какое из имеющихся слов похоже по звучанию на названное.

Ход игры: педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

«Поэт»

Цель: Упражнять в умении выбирать для рифмы одно слово из предложенных.

Ход игры: педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

Формирование умения выделять первый и последний звук в слове, нахождение местоположения заданного звука

«Имена»

 Цель: Формирование умения выделять первый звук в слове.

Ход игры: Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася и т.д.

«Лото»

Цель: Формирование умения выделять первый звук в слове.

Ход игры: Закрыть цветными кружочками ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

 «Найди общий звук»

Цель:  Учить определять звук, который встречается во всех словах и находить его местоположение.

Ход игры: Называются слова (например, со звуком “С” в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

«Цепочка»

Цель:  Учить  определять последний звук в слове и подбирать слово, начинающееся с этого звука.

Ход игры: Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

«Подумай, не торопись»

 Цель: Учить определять местоположение звука в слове. Ход игры: Детям предлагается:

1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3) подобрать слово, чтобы первый звук был “К”, а последний “Т”;

4) ответить, какое слово получится, если к слогу “НО” добавить один звук.

 «Веселый поезд»

Цель: Упражнять в умении определять местоположение звука в слове.

 Ход игры: Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

«Рыболовы»

 Цель: Учить выделять первый и последний звук в слове, нахождение местоположения заданного звука

Ход игры: Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

«Чудесный мешочек»

         Цель: Учить нахождение местоположения заданного звука.

 Ход игры: Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

«Кто в домике живет?»

 Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

 Игровой материал: Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком — кармашек, куда, вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке — буква.

Предметные картинки: К, 3, с, ц, ж, Кот, заяц, слон, цирк, жираф, Коза, зебра Собака цыпленок журавль Кролик коза Сорока цапля ежик Кенгуру обезьяна Снегирь курица жаба Крокодил зима Лиса овца жук л Р лось рак лошадь рыба белка тигр волк ворона иволга воробей крот Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.

Ход игры: ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф — в домике жив домике р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что то животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

Ход игры: ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

«Собери букет»  

Цель: упражнять детей в различении заданного звука в слове.

Игровой материал: Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе — стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах — кармашки.Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки).Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах). Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж, з в названиях: с п. Р ж — з синий голубой красный оранжевый сиреневый белый розовый желтый красный фиолетовый оранжевый зеленый серый зеленый сиреневый розовый желтый серый Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланели, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветами разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветов разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я добавил оранжевый» (звук).

Ход игры: вне занятия: Состав играющих — до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы по одному и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т. д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветы для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.)

 «Найди пару»

Цель:  Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал: Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

Ход игры: педагог помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Педагог объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, его название звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Каждый играющий получает по одной - две картинки. Педагог устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

   «Цветик-семицветик»

Цель: Определить первый звук в слове; закрепить понятий гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий звуки.

 Ход игры: В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зелёной рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая  своё решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твёрдый звук), мальчик-«колокольчик» - согласный звонкий звук, мальчик-«наушник» - согласный глухой звук.

Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

 «Угадай-ка»

 Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове, осваивать звуковой анализ.

Ход игры: а. Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус, пальто, дом – сом)

«Молчанка»

Цель: Учить определять количество звуков в слове.

 Ход игры: Предлагается посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответствующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, показывает ее. Остальные дети по своим звуковым линейкам проверяют правильность выполнения задания.

«Умные часы» 

Цель: Учить находить картинку, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков и найти ей пару.

Ход игры: На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

«Подбери словечко»

Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Ход игры: Предложить детям подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

«Подбери картинки»

 Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Ход игры: Предложить детям выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова (в середине слова; в конце слова).

  «Новоселье»

Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове. Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.

Ход игры: Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Педагог говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.

   «Пирамида»

Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Материал: Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

Ход игры: Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза

«Светофор»

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец»

Ход игры: Педагог показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук): в начале, в середине или в конце слова.

«Клумба» 

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Ход игры: Перед ребёнком панно «3 клумбы» и тюльпан. Педагог просит определить место заданного звука в слове и показать на какой клумбе будет расти тюльпан: в начале, в середине или в конце.

«Грибочек»

 Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Ход игры: На шляпке грибочка расположена решётка  с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагается картинка.  Ребёнок определяет место заданного звука в слове, т.е. с помощью фишки-листочка показывает,  куда упал листочек,  где звук: в начале, в середине или в конце. Аналогично используется фишка «божая коровка». Нужно показать, где сидит божая коровка: в начале, в середине или в конце.

«Застегнём пуговицу  на рубашке»

 Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Ход игры:  Педагог показывает рубашку, с тремя кружочками (места для пуговиц) и фишку – пуговицу. На левую сторону  рубашки прикрепляется карман – картинка. Ребёнок называет слово и  показывает, какую пуговицу нужно застегнуть, т.е. где заданный звук: в начале, в середине или в конце.

«Рыбка» 

Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Ход игры:  Педагог показывает  разрезанную на три части рыбку, объясняя, что рыбка – это слово:  начало –  рот рыбки, конец – хвост, тело и плавники – середина. Ребёнок с помощью рыбки определяет место заданного звука: звук в начале слова – рот рыбки, в середине или в конце – хвостик рыбки.

«Птичка»

 Цель: Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец

Ход игры: Аналогично «рыбке». Птичка – кукушка разрезана на 3 части: клюв – это начало слова, хвостик – конец слова, всё остальное – середина.

«Звуковые грядки»

Цель:  Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

Ход игры: Используется «звуковая дорожка с тремя грядками» и фишки – овощи.  Ребёнок  должен показать,  на какой грядке растёт выбранный овощ, т.е. где заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце.

 «Живые звуки»

Цель: Учить детей  определять последовательность звуков, составлять слово.

Ход игры: Выбираются трое детей. каждый становится одним из звуков. Один ребенок - звук “С”, другой - “О”, третий - “К”. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

«Звукоед»

Цель: Развивать умение находить недостающий звук.

Ход игры: Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т.к. этот звук проглотил старичок Звукоед,  например: «Тан_, Пау_, Като_, Ки_» и т.д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

«Телевизор»

Цель: Учить определять последовательность и количество звуков в слове, выполнять звуковой анализ слова.

Ход игры: На экране телевизора появляется картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными фишками.

«Как их зовут?»

 Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игровой материал: 1. Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху — 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу — кармашки для букв. 2. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.

Ход игры: 1 вариант:  Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара. Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рожа: рука, осы, мак, автомобиль.

2 вариант Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах; Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

3 вариант Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, ,рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

4 вариант Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

Формирование умения различать слоги (анализ и синтез)

«Назови лишний слог» 

Цель: Учить детей определять лишний слог.

Ход игры: педагог предлагает послушать и определить, какой слог лишний:      НА – НА – НА – ПА.  Дети определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды усложняются, например:  ПА – ПО – ПА;  КА – ГА – КА – К А; НА – МА – НА – НА и т. п.

«Зелёный – красный» Упражнять детей  в дифференцировке слогов.

Ход игры: Детям предлагается внимательно слушать, какие слоги будут говорить один из детей и логопед: «Послушайте, если я скажу, так же, как произнес водящий, вы поднимите зеленый кружок, если я ошибусь, вы поднимите красный кружок. Начали».  Педагог вызывает водящего и на ухо говорит ему какой-либо слог, например ТА. Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет или тот же самый слог, или оппозиционный (по глухости – звонкости). Дети соответственно поднимают кружок определенного цвета. При этом педагог контролирует правильность выполнения задания каждым из детей и легко обнаруживает тех, кто имеет затруднения в дифференцировке слогов, а затем проводит с этими детьми дополнительные занятия.

Эти игры должны варьироваться за счет подбора слогов с учётом произносительных возможностей детей и последовательности изучения звуков в целом. При этом педагог всегда сам называет первый слог.

«Назови по порядку слоги» 

Цель: Формировать умение определять порядок слогов. 

Ход игры: Педагог  произносит слово, дети говорят, какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА-, 2-й слог - -ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогами, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«Паровозик и вагончики»

Цель: Учить делить слова на слоги, определять их количество.

Ход игры: На паровозик кладётся картинка. Паровоз – это слово, ребёнок называет слово, затем  делит слово на слоги, присоединяя к паровозу вагончики. Если в слове 1 слог, то к паровозу присоединяется  1 вагончик, если 2 слога – 2 вагончика и т.д.

«Гусеница»

Цель: Учить делить слова на слоги, определять их количество. 

Ход игры:  педагог показывает гусеницу,  разделённую на части, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«Тучка и зонтик»

 Цель: Учить делить слова на слоги, определять их количество.

Ход игры: На тучку кладётся  картинка. Дети называют её и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывают количество слогов в слове.

 «Звёздное небо»

Цель: Формировать звуковой анализ, закреплять понятия о звуках: гласный, согласный.

Ход игры: На ночном небе загорается звёздочка – картинка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют схему слова, обозначая звуки цветными фишками.

«Пирамида»

Цель:  Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал: 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки: • на односложные слова: сом рак уж лук рысь стул мяч сыр гусь ключ и др • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др. • на трехсложные слова: собака пеликан тарелка малина корова попугай автобус сапоги лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка ворона кенгуру паровоз цыпленок

Ход игры: I вариант: педагог (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, на- пример: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну —- с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II         вариант: педагог вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.

Ход игры вне занятия: Для настольной игры изготовляются карты с изображение пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

«Паровозик и вагончики»

 Цель: Учить делить слова на слоги, определять их количество.

Ход игры: На паровозик кладётся картинка. Паровоз – это слово, ребёнок называет слово, затем  делит слово на слоги, присоединяя к паровозу вагончики. Если в слове 1 слог, то к паровозу присоединяется  1 вагончик, если 2 слога – 2 вагончика и т.д.

«Сколько гласных, столько фишек»

Цель:   Продолжать учить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова.

Ход игры: Детям раздают несколько кружков красного цвета (символы гласных). Педагог произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например [а],  [у а],  [о и у]  и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько гласных звуков они услышали.

2. На столах у детей лежат цветовые символы звуков: [а], [у], [и]. Педагог произносит сочетание из этих звуков – сначала по два звука: ау, иа, уи, уа, затем по три: ауи, иуа, иау, уаи. Дети раскладывают цветовые символы в соответствующем порядке и в нужных сочетаниях (на фишке звука [а] нарисован   большой кружок       ,  на фишке звука [у] нарисован маленький кружок  , на фишке звука [и] нарисован символ растянутой улыбки                       .

Таким же образом проводится анализ всех гласных звуков: для звука [о] – символ овал      ,  для звука [ы] – символ овала, расположенного горизонтально                 ,  для звука [э] – средний кружок. 

«Слова-перевертыши»

Цель: Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Ход игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

 «Цветочный магазин»

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Игровой материал: Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис. Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. Числовые карточки — «деньги» с двумя, тремя и четырьмя кружками. Наборное полотно.

 Ход игры: I вариант: Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, например пион, другие — с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. Это — «деньги». Вы будете покупателями, а я — продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают воспитателю числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза... пион... тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

II вариант. Посадим цветы на клумбу Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю — с двумя, в нижнюю — с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку — цветы, названия которых делятся на две части (на два слога), в среднюю — цветы с названиями из трех частей, в нижнюю — с названиями из четырех. Воспитатель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом -— в среднюю и, наконец, — в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

 

Литература

  1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Санкт-Петербург.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцена, Издательство «Союз», 2000.
  2.  Нищева Н.В. ИГРАЙКА. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., Просвещение, 1994.
  4.  «Формирование   фонематических функций     у  дошкольников  5 – 7 лет  с  общим  недоразвитием  речи». Автор-составитель:  Дубинина.А. Санкт – Петербург.:  издательский Дом «Литера»,  2009 год

 

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: 28071973 (31.10.2014)
Просмотров: 2734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar