Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для воспитателей |
Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью словНакопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. Одной из составляющих образной, художественной, выразительной речи является многозначность слов. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Многозначные слова образуют смысловое единство. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в соответствии с другими словами. Например: Дети играют в саду. Сегодня играют молодые артисты. Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвиться, забавляться, развлекаться», во втором – «исполнять на сцене», а в третьем – «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом». Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, однако этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Особенно это относится к дошкольникам, имеющим речевое недоразвитие. И, как правило, при поступлении в школу у таких детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов. Эта проблема должна решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно. Работа должна проводиться систематически и решать следующие задачи:
Эти задачи решаются в процессе работы над всеми сторонами речи. В процессе занятий, игр дети учатся усваивать и сравнивать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, не оперируя непосредственно этими терминами. В процессе работы используются следующие методы и приёмы: а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка (зайчика), ушко иголки; «Ослик чёрный, беломордый, ослик – ушки на макушке» «Потянуло солнышко спящее зёрнышко за ушко на солнышко – и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»; б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: Острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка); в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: Острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др. Эффективными приемами являются также: г) составление предложений с многозначными словами; д) рисование на тему многозначного слова; е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах; ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх «Путаница», «Небылицы» и др. Усвоение многозначности слов происходит на уровне связного текста. Педагог использует различные тексты для выяснения значений многозначного слова. Например: Острые вещи - Гриша, не бери нож. Обрежешься! ("выражение автора") - Гриша, не бери вилку. Уколешься. - Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая… Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. - Я горчицы хочу, - сказал Гриша. - Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама. Засмеялся Гриша. - Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал. - Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая? - Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? Также используются логосказки, стихи. Например: Луковые человечки В одной разноцветной, овощной стране, жили, поживали, росли на радость луковые человечки. Жили они на длинной черной грядке, а домиками им служили, удобные лунки. Были луковые человечки: круглые, пузатые, желтенькие и носили шляпы с зелёными перьями. Каждый луковый человечек мечтал вырасти большой луковицей. Для этого они каждый день нежились в солнечных лучиках, и пили ключевую водичку. «Грибники» Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки. - Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов. Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны. - Да не шляпки для дам, а шляпки грибные. - Ах, какие красивые ножки кругом! - Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки. - Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка. - Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка. Иголки Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку. - Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша. - Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша. -Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком. - Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку». «Идёт и идёт» Идёт летний дождик, *** Бьют часы, который час, *** Золотое солнышко Восходило на небе, Золотые лучики Подарило Наденьке. Маленькая девочка, Золотые локоны, Песенку запела - Радуется солнышку. Золотые рученьки У бабушки Надюшеньки, Испекла ватрушечки, Угощает внученьку. В специализированной литературе можно встретить загадки, посвященные многозначным словам. Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь. (лук) Знает скотовод бывалый, И девчонка, и река, Что бывает из металла, Из волос, и из песка. (коса) Может хоть потоп устроить, Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить, И состав остановить. (кран) Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. (ручка) Может напоить водою, Может гайку отвинтить, А еще замок откроет, Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ) В процессе работы с многозначными словами были апробированы разные виды игр. Например: Игра «Подбери слово» Дети образуют круг, в центре круга водящий (логопед или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры. «Мы сегодня так играем, Слова дружно подбираем, Значенья слову придаем, И о многом узнаем». Игра «Найди картинку» На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры. «Многозначные слова, Детям знать давно пора. Раз, два, три, четыре, пять, Ты иди скорей искать. Ты картиночку найди, И о слове расскажи». Ещё один приём - рисование на тему многозначного слова. Нос: - орган обоняния на лице человека, морде животного; - передняя часть лодки, корабля, самолёта; - клюв птицы. Язык: - подвижный орган в полости рта человека, животного; - стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; - Что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени). Острый: - отточенный, хорошо режущий, колющий; - суживающийся к концу (нос у Буратино); - сильно выраженный (острая боль). Тёплый: - нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце); - хорошо защищающий от холода (шуба, шапка); - ласковый, приветливый (слова, приём). Золотой: - сделанный из золота; - цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень); - прекрасный, замечательный (работник). Болеют: - переносят болезнь (больны); - переживают за чьи-то успехи или неудачи. Клюёт: - ест (хватает клювом); - попадается на удочку. Следующим приёмом работы с детьми являются занимательные вопросы. Например: - Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? - Какую ноту кладут в суп? - Из каких ноготков нельзя собрать букет? - Какой губкой нельзя мыться? Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместны для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развития уровня общей речевой культуры. Литература1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html 2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003. 3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001. 4. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc 6. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php . 7. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12 | |
Просмотров: 7299 | |
Всего комментариев: 0 | |