Четверг, 25.04.2024, 09.29.37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для воспитателей

Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов

  Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов 

 Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. Одной из составляющих образной, художественной, выразительной речи является многозначность слов. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений.    Многозначные слова образуют смысловое единство. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в соответствии с другими словами.

   Например: Дети играют в саду.  Сегодня играют молодые артисты. Солнечные лучи играют на поверхности воды.

   В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвиться, забавляться, развлекаться», во втором – «исполнять на сцене», а в третьем – «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом».

  Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.  Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, однако этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Особенно это относится к дошкольникам, имеющим речевое недоразвитие. И, как правило, при поступлении в школу у таких детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.

   Эта проблема должна решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.

Работа должна проводиться систематически и решать следующие задачи:

  1. Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
  2. Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
  3. Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
  4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Эти задачи решаются в процессе работы над всеми сторонами речи.

В процессе занятий, игр дети учатся усваивать и сравнивать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, не оперируя непосредственно этими терминами.

В процессе работы используются следующие методы и приёмы:

а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка (зайчика), ушко иголки; «Ослик чёрный, беломордый, ослик – ушки на макушке» «Потянуло солнышко спящее зёрнышко за ушко на солнышко – и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;

б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова:

Острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка);

в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:

Острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др.

Эффективными приемами являются также:

г) составление предложений с многозначными словами;

д) рисование на тему многозначного слова;

е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;

ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

  Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются.

   Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх «Путаница», «Небылицы» и др.

   Усвоение многозначности слов происходит на уровне связного текста. Педагог использует различные тексты для выяснения значений многозначного слова.

Например:

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! ("выражение автора")

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

Также используются логосказки, стихи.

 Например:

Луковые человечки

В одной разноцветной, овощной стране, жили, поживали, росли на радость луковые человечки. Жили они на длинной черной грядке, а домиками им служили, удобные лунки. Были луковые человечки: круглые, пузатые, желтенькие и носили шляпы с зелёными перьями. Каждый луковый человечек мечтал вырасти большой луковицей. Для этого они каждый день нежились в солнечных лучиках, и пили ключевую водичку.

«Грибники»

Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.

- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.

Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.

- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.

- Ах, какие красивые ножки кругом!

- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.

- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.

- Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка.

Иголки

Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку.

- Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша.

- Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша.

-Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком.

- Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку».

«Идёт и идёт»

Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!

***

Бьют часы, который час,
Бьёт барабанщик дробь для нас,
Лентяи бьют всегда баклуши,
Боксёры бьют в перчатках груши,
Бьёт пешка в шахматах слона,
Бьёт громко в колокол страна.
Бьёт дождик по стеклу в ненастье,
Посуду бьют всегда на счастье!

***

Золотое солнышко

Восходило на небе,

Золотые лучики

Подарило Наденьке.

Маленькая девочка,

Золотые локоны,

Песенку запела -

Радуется солнышку.

Золотые рученьки

У бабушки Надюшеньки,

Испекла ватрушечки,

Угощает внученьку.

В специализированной литературе можно встретить загадки, посвященные многозначным словам.

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Знает скотовод бывалый,

И девчонка, и река,

Что бывает из металла,

Из волос, и из песка.

(коса)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

В процессе работы с многозначными словами были апробированы разные виды игр. Например:

Игра «Подбери слово»

Дети образуют круг, в центре круга водящий (логопед или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры.

«Мы сегодня так играем,

Слова дружно подбираем,

Значенья слову придаем,

И о многом узнаем».

Игра «Найди картинку»

На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.

«Многозначные слова,

Детям знать давно пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты иди скорей искать.

Ты картиночку найди,

И о слове расскажи».

Ещё один приём - рисование на тему многозначного слова.

Нос:

- орган обоняния на лице человека, морде животного;

- передняя часть лодки, корабля, самолёта;

- клюв птицы.

Язык:

- подвижный орган в полости рта человека, животного;

- стержень из металла, ударяющий о стенки колокола;

- Что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).

Острый:

- отточенный, хорошо режущий, колющий;

- суживающийся к концу (нос у Буратино);

- сильно выраженный (острая боль).

Тёплый:

- нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);

- хорошо защищающий от холода (шуба, шапка);

- ласковый, приветливый (слова, приём).

Золотой:

- сделанный из золота;

- цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень);

- прекрасный, замечательный (работник).

Болеют:

- переносят болезнь (больны);

- переживают за чьи-то успехи или неудачи.

Клюёт:

- ест (хватает клювом);

- попадается на удочку.

Следующим приёмом работы с детьми являются занимательные вопросы. Например:

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?

- Какую ноту кладут в суп?

- Из каких ноготков нельзя собрать букет?

- Какой губкой нельзя мыться?

Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместны для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развития уровня общей речевой культуры.

Литература

1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html 

2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

4. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc 

6. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php .

7. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12 

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: 28071973 (06.11.2014)
Просмотров: 7299 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar