Понедельник, 21.05.2018, 19.24.19
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Логопедическое обследование

Обследование артикуляционного аппарата
11.12.2014, 06.00.05

Обследование артикуляционного аппарата.

   В обследование артикуляционного аппарата входят ряд упражнений, которые помогут определить состояние мимической мускулатуры, тонус и подвижность языка, губ, щек, мягкого нёба.

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении счет от 1 до 30.

       Обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть недвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул.

Задание 2. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Задвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

       Как правило, дети справляются со всеми заданиями. Если ребенок не может их выполнить:

  • предложите ему откусить очень большой кусок яблока, обращая внимание, насколько широко ребенок способен открыть рот;
  • помогите малышу рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить необходимые движения.

Оцениваем:

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

4. Тремор подбородка.

5. Ассиметрия.

6. Гиперкинезы.

Обследование мимико-артикуляционных мышц

Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счёт 1 до 3.

Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть  рот и удерживать положение под счет от 1 до 5.

       В упражнении принимают участие мышцы рта, губ, щек, лба, подбородка.

Задание З. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Задание 4. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем:

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

4. Ассиметрия.

Обследование мышц языка

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 3. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Задание 4. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

Задание 5. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Задание 6. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

 Если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше  задания, то речь может идти о патологии мышц языка.

Оцениваем

1. Строение: толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный, без особенностей.

3.  Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

4. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений, объём движений ограничен, малоподвижный, движение языка замедленные, с затруднениями, язык вялый, переключаемость движений нарушена, при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, нарушены движения кончика языка

5. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

6. Ассиметрия.

7. Девиация.

8. Саливация.

Обследование мышц губ

Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Задание 3. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем

1.  Строение: массивные, тонкие губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов.

2. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

3. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

4. Ассиметрия.

Обследование мышц щек

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет до 10.

Задание 2. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую.

Задание 3. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Оцениваем

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

2. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений.

3. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

4. Ассиметрия.

Обследование мышц мягкого нёба

Задание 1. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А—Ы. Следует обратить внимание на подъем нёба.

Задание 2. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ.

Оцениваем

1. Подвижность: не нарушена, нарушена (неподвижное, малоподвижное)

2. Строение (норма, расщелина, послеоперационные рубцы, субмукозная щель, длинное, короткое небо)

 

Категория: Логопедическое обследование | Добавил: 28071973
Просмотров: 3608 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar