Суббота, 18.08.2018, 12.08.02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов

Общая характеристика детей с ОВЗ

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

  Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «дети с трудностями в обучении». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

   ОВЗ – не медицинское ограничение, а особый образовательный статус, который определяется ПМПК и предполагает необходимость создания специальных образовательных условий.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
К основным категориям детей ОВЗ относятся:

  1. дети с нарушением слуха

- глухие – дети cо стойким двусторонним нарушением слуха – выше 90 Дб, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным без специальной систематической психолого – педагогической помощи дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация,

- слабослышащие (тугоухость) – дети со стойким понижением слуха от 26 до 90 Дб, которое вызывает затруднение в восприятии речи и самостоятельное овладение речью. При тугоухости у детей остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов,

Позднооглохшие дети – потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована;

  1. дети с нарушением зрения

- слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная оз — 0,04 на лучше видящем глазу в очках),

- слабовидящие – дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу в очках от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения);

  1. дети с нарушением речи

ТНР – стойкие специфические отклонения  в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока),  отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К этой категории относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, которые имеют общее недоразвитие речи, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях и ведущее к  нарушению формирования чтения и письма;

  1. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.

- врожденная патология ОДА – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей.

приобретенные заболевания и повреждения ОДА – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит);

  1. дети с умственной отсталостью

- Олигофрения – нарушения интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Это диффузное, необратимое поражение коры головного мозга, преимущественно лобных отделов,

- Деменция – приобретенное слабоумие, возникающее после сравнительно длительного нормального развития (5-7 лет и более).

  Дети с деменцией имеют текущее, прогрессирующее заболевание головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и другие)  с плохим прогнозом развития;

  1. дети с задержкой психического развития

Систематика ЗПР К.С. Лебединской

  - ЗПР конституционального происхождения (в этиологии лежат конституциональные факторы);

  - ЗПР соматогенного происхождения (хронические соматические заболевания);

 -  ЗПР  психогенного происхождения (длительные неблагоприятные

условия воспитания);

 - ЗПР церебрально-органического генеза (органическая недостаточность нервной системы);

  1. дети с нарушением поведения и общения

Аутизм – снижение способности к установлению   эмоционального контакта, коммуникации и  социальному развитию; “уход” от  действительности с фиксацией на внутреннем  мире аффективных   комплексов и переживаний;

  1. дети со сложным дефектом – комплексные нарушения психофизического развития. В США  этот термин рассматривается как наличие у ребенка нескольких недостатков, таких как умственная отсталость и слепота, умственная отсталость и нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и прочие сочетания. По мнению американских специалистов, такие комбинации являются причиной особых образовательных потребностей, которые не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений.  

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей третьей и шестой групп (дети с нарушением речи (ТНР) и дети с задержкой психического развития), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.

Категория: Консультации для учителей-логопедов | Добавил: 28071973 (08.09.2016)
Просмотров: 1387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar