Воскресенье, 23.09.2018, 05.36.09
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Для Вас, родители » Закрепляем дома

От слова к фразе

От слова к фрзе

Автор: Новикова - Иванцова Т.Н. 

Методические указания для работы с пособием 


В  данном  альбоме  подобран  лексический  и дидактический материал,  который  будет способствовать  интересному многократному упражнению  детей  в  построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении ее в речи. Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц,  поросенок,  кукла.  При  этом  дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля. На  данном этапе  не  так  важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их  многократное  повторение,  употребление в разных ситуациях,  что  будет способствовать пониманию,  уточнению, расширению,  а  также совершенствованию  словаря,  т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь  наиболее  доступных пониманию  детей  и часто  употребляемых  глаголов, обозначающих следующие  действия:  идет,  бежит,  сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала  отрабатывается  с указанными  шестью  игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет (см. стр. 1). 
Логопед или взрослый говорит: «мишка идет» и  прямым указательным  пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) показывает  на  рисунок,  который  называется. 
Формируется  не  только  проговаривание  фраз, но  и  их понимание.  Когда  все  картинки названы,  взрослый  дает инструкцию  «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать,  взрослый  помогает,  показывая его пальцем названную картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на  нее (сам  или  с  помощью взрослого)  фишку (кружок  или  квадратик  красного  цвета). Когда закрыты  все  картинки,  инструкции  меняются: «Миша  идет. Открой  картинку».  Ребенок  сам или  с  помощью  взрослого поочередно  открывает  все  картинки.  Сначала  все  эти задания проводятся  в  порядке,  данном  на  листе:  слева направо, сверху  вниз.  Постепенно  порядок  нахождения,  закрывания  и открывания  картинок меняется. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается  следующий - «бежит».  При  отработке этих  двух  глаголов  последовательность расположения  картинок на  листе  одинаковая, чтобы  на  начальном  этапе  ребенку  было легче ориентироваться  на  листе.  Затем  идет  дифференциация глаголов «идет - бежит» (см. стр. 2). 
Здесь  уже  меняются  местами картинки  с действующими  персонажами.  На  третьей странице слева даются действия «идет», справа -  «бежит».  На  четвертой слева - «бежит», справа - «идет».  Дети  не должны  привыкать  к 
определенному  расположению  материала, механически показывать  картинки  и  повторять фразу.  Необходимо  приучать вслушиваться  в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться на листе  бумаги  и  находить  нужную  картинку.  В дальнейшем, при  предъявлении  нового материала,  расположение  предметов меняется местами.  Например:  картинки  «Ляля  идет - бежит» расположены вверху на стр. 3, «сидит - идет»  —  внизу  на  стр. 6, «спит - идет»  — посередине на стр. 11. Изменение расположения 
персонажей  способствует  выработке концентрации, устойчивости, переключаемости  внимания,  совершенствованию зрительного восприятия. 
Каждый  новый  отработанный  глагол  дифференцируется  со всеми  пройденными.  Постоянная  работа  по  дифференциации глаголов  способствует осознанию ребенком их значения. 
После  отработки  всех  глаголов  и  их  дифференциации  даются на  одном  листе  различные действия, производимые одним персонажем (см. стр. 50-55). Если  раньше  ребенок ориентировался  на  первое  слово - предмет,  а  потом уже называл  действие - одно  для  всех  предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово - глагол, обозначающий различные действия. 
Количество  занятий  на  отработку  одного действия,  или дифференциацию  двух  действий у  каждого  ребенка  разное,  в зависимости  от того,  как  он  усваивает  материал. Сначала требуется  больше  времени,  потом  обычно  усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия (или идет, или бежит, или сидит и т.д.) и не более двух действий  для  дифференциации  их  (идет - бежит, или сидит - идет, или сидит - бежит и т.д.).  Выполнение  нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т.д. Логопед должен брать новый материал  по  мере  усвоения предыдущего,  но всегда идти вперед по намеченному плану. 
Но бывает, что ребенок медленно овладевает материалом.  Не стоит  по  этому  поводу  расстраиваться.  Надо  помнить:  терпение и  труд всегда приносят определенный результат. 
При  повторении  пройденного  материала  ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и  думать.  Например:  «Скажи (покажи),  кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т.п. Это способствует не только  развитию  речевого  слуха, пониманию речи,  но  и  подготавливает  ребенка  к ведению диалога. 
Этот материал можно использовать не только на  индивидуальных занятиях,  но  и  с  подгруппой детей. 
Чтобы детям легче было усвоить материал, к речи  взрослых  предъявляются  определенные требования: 
• темп речи не должен быть быстрым, говорить надо неспеша; 
• речь  должна  быть  полнозвучной,  т.е.  четкое произнесение  гласных  звуков  с  выделением ударных гласных, несколько удлиняя их; 
• инструкции  должны  быть  четкими,  короткими, понятными для детей; 
• слова  во  фразе  надо  произносить  слитно,  без пауз, то есть на одном вдохе; 
• необходимо  выдерживать  паузы  между  обращением к ребенку (инструкцией что делать) и выполнением  им  заданного  действия. Не  все дети  сразу  понимают  инструкцию,  им  необходимо время осознать ее и уж потом выполнить соответствующее действие. 
Интонация  должна  быть  доброжелательной, подбадривающей, а не осуждающей. Все поведение  специалиста  должно мотивировать  ребенка на достижение поставленной цели, а не на избегание трудностей, стоящих перед ним. 
Формирование фразы у неговорящего ребенка требует  достаточно длительной  работы, большого старания и терпения. 

 

Желаем успеха! 

http://ru.calameo.com/books/004314382f9804faa9af3

 

Категория: Закрепляем дома | Добавил: 28071973 (26.04.2015)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar