Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов |
Рекомендации по постановке логопедического заключенияВ настоящее время в практической логопедии острые дискуссии вызывает проблема написания логопедического заключения, от которого зависят все последующие коррекционные и социальные мероприятия. Корректно сформулированное заключение – это результат и один из важнейших показателей работы логопеда. На основании логопедического заключения проводятся не только коррекционные мероприятия, но и комплектование, как речевых групп, так и отбор, и направление детей в логопедические пункты дошкольных общеобразовательных учреждений, а так же специальные школы. Следует помнить, что протокол обследования речи ребенка, речевая карта, перспективный план коррекционно-развивающих мероприятий являются основными документами, на основании которых делаются выводы о работе логопеда, качестве логопедической помощи, уровне квалификации. Каждое проявление речевой патологии должно быть закреплено в виде четкой и ясной формулировки. Однако анализ реальных данных логопедической практики показывает, что в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде «диагноза» (логопедического заключения) в настоящее время имеются серьезные противоречия, обусловленные разными представлениями об их сущности, классификации, дефинициях и взаимосвязях. Устранение этих противоречий является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной логопедии. Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:
Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов. Классификации речевых нарушений Традиционно, при составлении логопедического заключения применяются определения различных нарушений речи, которые существуют в рамках клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций, разработанных в отечественной логопедии несколько десятилетий назад. По клинико-педагогической классификации вся речевая патология подразделяется, прежде всего, по видам речевой деятельности на нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, классифицируются на основе выделения ведущего, этиопатогенетического, звена в структуре речеязыкового механизма на нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания: дислалия, афония (дисфония), дизартрия (анартрия), ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, и структурно-семантические нарушения: алалия, афазия. Структурно-семантические нарушения принципиально отличаются от нарушений внешнего оформления высказывания, так как затрагивают глубинные уровни речепроизводства (внутреннюю речь, программирование речевого высказывания). И если рассматривать эти нарушения с позиции современных представлений о речеязыковом механизме человека, то первая группа может быть отнесена к разряду речевых нарушений, а вторая – языковых. Нарушения письменной речи в рамках клинико-педагогической классификации представлены двумя формами: дисграфия и дислексия. В соответствии с психолого-педагогической классификацией все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения применения средств общения. В первую группу включаются такие формы речевой патологии, как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН). Ко второй группе отнесена только одна форма речевой патологии – заикание. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также В рамках психолого-педагогической классификации отдельно рассматриваются только нарушения устной речи, нарушения письменной речи оцениваются как вторичные, отдаленные последствия общего недоразвития речи или фонетико-фонематического недоразвития. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ Ранний возраст: До 3 лет: Задержка речевого развития. От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее). Дети с сохранным интеллектом Дошкольный возраст: В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
Варианты пересечения двух классификаций. Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): - дислалия, - дизартрия или стертая дизартрия, - нарушения голоса, - ринолалия. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): - дислалия, - дизартрия или стертая дизартрия, - ринолалия. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): - выход из моторной (сенсорной) алалии, - по типу задержки речевого развития, - при ЗПР, невыясненного патогенеза. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): - моторная алалия, - сенсорная алалия, - сенсомоторная алалия, - дизартрия или стертая дизартрия, - по типу задержки речевого развития, - при ЗПР, - невыясненного патогенеза. Нарушение темпа и ритма речи: - заикание, - тахилалия, - брадилалия, - спотыкание (полтерн). Примерные формулировки логопедических диагнозов:
Школьный возраст: 1 класс 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением. 1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма. В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Со 2 класса 2 полугодия – Дисграфия, дислексия. В диагнозе указываются:
4 класс 2 полугодие – Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография». Дети с задержкой психического развития. Дошкольный возраст: В логопедическом заключении указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Школьный возраст: В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Дети с умственной отсталостью. Дошкольный возраст: В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических диагнозов: Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия. Школьный возраст: В диагнозе указываются:
Дети с билингвизмом. Дошкольный возраст: Примерные формулировки: Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом. Школьный возраст: В диагнозе указываются:
Дети с нарушениями слуха Дошкольный возраст: Примерные формулировки логопедических заключений: Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Школьный возраст: Примерные формулировки логопедических заключений:
Литература
| |
Просмотров: 31622 | |
Всего комментариев: 0 | |