Пятница, 23.02.2018, 09.06.23
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов

Постановка звука [ш]

Приёмы постановки звука [ш] 

Подготовительный этап.

При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Для этого используется комплекс артикуляционных упражнений для группы шипящих звуков. (Артикуляционная гимнастика)

Этап постановки звука

1. Способ (при отсутствии звука: шипящий сигматизм)

Обращают внимание ребёнка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.  Затем просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой. 

2. Способ (при межзубном сигматизме шипящих)

Отрабатывают упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы и формируют направленную воздушную струю, уточняют (автоматизируют) произношение звука [т], которое требует подъема кончика языка за верхние зубы.
Затем ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

3. Способ (при боковом сигматизме шипящих)

Отрабатывают упражнения для укрепления боковых краев языка, и равномерный подъем обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх. Формируют воздушную струю, идущую по середине языка. Уточняется (автоматизируется) произношение звуков  [т] и [с].
При данном нарушении произношения звука [ш] используется механическая помощь: зонд №5 или плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки. Зондом поднимают широкий язык за верхние зубы и отодвигают его назад - к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).


4. Способ (при заднеязычном сигматизме шипящих)

Вырабатывают умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе и формируют воздушную струю направленную на кончик поднятого на верхнюю губу языка. Параллельно учат различать на слух звучание  звуков [ш]  и [х].
Постановку звука проводят с механической помощью
 
[ш] от [с]. Если есть звук [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка - слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША. 

5. Способ (при губно-зубном сигматизме шипящих)

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки [ш] — [ф], используя картинки-символы; отрабатываются упражнения для выработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.
Постановка звука [ш] при данном нарушении по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен также и механический прием от звука [с].



Категория: Консультации для учителей-логопедов | Добавил: 28071973 (02.05.2015)
Просмотров: 642 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar