Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов |
Приёмы постановки звука [ш]Подготовительный этап.При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Для этого используется комплекс артикуляционных упражнений для группы шипящих звуков. (Артикуляционная гимнастика) Этап постановки звука1. Способ (при отсутствии звука: шипящий сигматизм)Обращают внимание ребёнка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Затем просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой. 2. Способ (при межзубном сигматизме шипящих)Отрабатывают упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы и формируют направленную воздушную струю, уточняют (автоматизируют) произношение звука [т], которое требует подъема кончика языка за верхние зубы. 3. Способ (при боковом сигматизме шипящих)Отрабатывают упражнения для укрепления боковых краев языка, и равномерный подъем обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх. Формируют воздушную струю, идущую по середине языка. Уточняется (автоматизируется) произношение звуков [т] и [с]. Вырабатывают умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе и формируют воздушную струю направленную на кончик поднятого на верхнюю губу языка. Параллельно учат различать на слух звучание звуков [ш] и [х]. 5. Способ (при губно-зубном сигматизме шипящих)Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки [ш] — [ф], используя картинки-символы; отрабатываются упражнения для выработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх. | |
Просмотров: 2116 | |
Всего комментариев: 0 | |