Артикуляционная гимнастика, что это?
Мы произносим различные звуки благодаря подвижности органов артикуляции, к ним относятся нижняя челюсть, губы, зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо. Большинство речевых органов состоят из мышц. Все мы знаем, что можно тренировать мышцы рук, ног, спины, развивать их подвижность и силу. Можно тренировать также и артикуляционный аппарат. Для этого существует специальная гимнастик, которая называется артикуляционной гимнастикой.
С помощью этой гимнастики можно сформировать у ребёнка точность, силу, дифференцированность движений, укрепить мышцы органов артикуляции, подготовить базу для «чистого» звукопроизношения.
В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений, у детей с речевой патологией она является обязательным подготовительным этапом постановки звуков.
Лучше всего, если для вашего ребёнка комплекс артикуляционных упражнений подберёт логопед, учитывая возраст и нарушения произношения конкретных звуков.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённые правила.
- Упражнения выполняются перед зеркалом стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Проводится гимнастика ежедневно по 3 – 5 минут (в зависимости от возраста и утомляемости ребёнка) несколько раз в день.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
- Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками.
- После освоения ребёнком начального комплекса артикуляционной гимнастики, при нарушении звукопроизношения, необходимо постепенно добавлять упражнения с учётом индивидуальных дефектов произношения.