Сборник сказок о Весёлом язычке
http://logopedoksana.ucoz.ru/sbornik_skazok_o_vesjolom_jazychke.docx
Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках (Кулековская Т.А)…....5
Утро с котом Мурзиком (Арсиневская О.Н.) ……………………………….19
Весёлая прогулка (Косинова Е.М.)…………………………………………....21
Весёлый лягушонок (Малец М.В.)…………………………………………….23
Денискина зарядка (Смирнова Е.Б.)…………………………………………..26
Зоопарк (Косинова Е.М.)………………………………………………………27
Веселая артикуляционная гимнастика (Нищева Н.В.)………………………29
Весёлый язычок (Чернякова В.Н.)……………………………………………31
Сказка о лягушке-квакушке и её весёлом язычке (Рогожникова М.В.)……33
Артикуляционные сказки (Мецлер Т.В.)…………………………………….35
Приключения Язычка (Косинова Е.М.)………………………………………37
Сказка о Весёлом Язычке (Мецлер Т.В.)……………………………………..39
У бабушки с дедушкой ………………………………………………………..40
Артикуляционные сказки (Лукина Н.А.)……………………………………..42
Рассказы о приключениях Язычка (Рыжова Н.В.)…………………………...45
Комплексы упражнений в рассказах (Рожкова Т.В.)………………….…….56
Сказка о комарике………………………………………………………..……64
Стихи для артикуляционной гимнастики……………………………………65
Литература……………………………………………………………………..72
Введение
Мы произносим различные звуки благодаря подвижности органов артикуляции, к ним относятся нижняя челюсть, губы, зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо. Большинство речевых органов состоят из мышц, а мышцы можно тренировать, развивать их подвижность и силу. Можно тренировать также и мышцы артикуляционного аппарата. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной или «зарядкой для Язычка».
В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений, а для детей с речевой патологией она является обязательным подготовительным этапом постановки звуков. С её помощью можно сформировать у ребёнка точность, силу, дифференцированность движений, укрепить мышцы органов артикуляции, подготовить базу для «чистого» звукопроизношения.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут в зависимости от психофизиологических особенностей ребёнка. Каждое упражнение выполняется 5 – 7 раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения подбирать в соответствии с дефектом произношения, т.е. с учетом конкретно нарушенного звука.
Выполняют «Зарядку для Язычка» сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому и ребенок, и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом (можно использовать индивидуальное зеркало на ручке).
Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной и достигла своей цели, важно включать в неё элементы игры, а именно забавные, веселые стихотворения или сказки, рассказы о веселом язычке они помогут создать эмоциональный настрой ребёнка, повысят интерес к выполняемым упражнениям и снизят его утомляемость.
В данном методическом пособии собраны артикуляционные сказки, рассказы и стихотворения различных авторов, которые помогут сделать занятие для ребёнка более интересным и увлекательным.