Автоматизация звука [С]
Занятие № 1
- Упражнения для язычка: «Улыбка» («Заборчик»), «Домик открывается», «Любопытный Язычок», «Накажем Язычок», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Загоним мяч в ворота».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду звуков).
- Слоги: са-са, са-са-са
сы-сы, сы-сы-сы
- Слова: сам, сало, сапоги, салат, садик, салют, сова, совок, сайка, собака, соловей, садовник, самолёт, союз, самокат, солдат, солить, солома, сандалии, солёный, сабля, сыр, сытно, сытый, сыч, сын, сыпать, сытый, сыпал.
- Игра «Много – нет» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сандалии.
- Игра «1-2-5» со словами: сад, сова.
- Игра «Запомни и повтори»
сад-сани-самокат-сапоги.
- Проговаривание предложений: У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.
Занятие № 2
- Упражнения для язычка: «Улыбка» («Заборчик»), «Домик открывается», «Любопытный Язычок», «Накажем Язычок», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду звуков).
- Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со
су-су, су-су-су, су-су-су-су.
- Слова: сом, сон, сок, соль, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сухари, сукно, сумка, суббота, суп, сухо, сухой, сутки, суфле, суметь, султан, суета, супруга, судья.
- Игра «1-2-5-9» со словами: сом, сумка, сокол.
- Проговаривание предложений: Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Соль в солонке. Сова на суку. На дубе сухой сук. Соне налили супу. В сумке соль и сахар. Саня упал с санок.
- Игра «Запомни и повтори»: сом-сук-сумка-сундук.
Занятие № 3
- Упражнения для язычка: «Улыбка» («Заборчик»), «Горка», «Ветерок дует сгорки», «Накажем Язычок», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду звуков).
- Слоги: са-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.
- Слова: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.
- Предложения: Самолёт идёт на посадку. У Сони коса до пояса. В посылке бусы для Сони. Самолёт высоко над лесом. Сосулька упала в сугроб. Соня моет посуду. Собака своих не кусает.
- Игра «Много – нет» со словами: усы, посуда, посылка, косынка.
- Игра «1-2-5-9» со словами: оса, колесо.
- Игра «Запомни и повтори»: лиса-весы-волосы-посуда
Занятие № 4
- Упражнения для язычка: «Улыбка», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Накажем Язычок», «Катушка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слогов).
- Слоги: ас-ос-ус-ыс,
ус-ос-ас-ыс,
ыс-ус-ос-ас.
- Слова: квас, класс, ананас, матрос, волос, поднос, космос, ус, вкус, мусс, палтус, уксус, фокус, трус, арбуз, кактус, автобус, мыс, кумыс, овёс.
- Игра «Посмотри, назови, запомни и повтори»: кактус-автобус-ананас-арбуз.
- Проговаривание и заучивание предложений, выделение слов со звуком «С»:
Ас-ас-ас – у нас дома газ.
Ус-ус-ус – у Сони кактус.
Ас-ас-ас – у нас дома ананас. Ус-ус-ус – у Сани автобус.
Ос-ос-ос – в саду много ос.
Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.
5. Указать место звука «С» в слове: сапоги, колос, сумка, высокий, атлас, солёный, полосатый.
Занятие № 5
- Упражнения для язычка: «Улыбка», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Накажем Язычок», «Катушка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота», «Чистим зубки».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слогов).
- Слоги: ста-сто-сту-сты, аст-ост-уст-ыст, тса-тсо-тсу-тсы.
- Слова: станок, стакан, стадо, стадион, капуста, место, тесто, пусто, густо, стон, стук, ступка, ступеньки, пастух, кусты, мосты, хвосты, аисты, наст, хвост, куст.
- Игра «МОЙ, МОЁ, МОЯ» слова: стакан, капуста, место, станок, невеста, хвост, стадо, тесто, пастух.
- Игра «Чего не стало»: аист-хвост-мост-куст.
- Проговаривание предложений, выделение слов на «С»: В саду стоит аист. Под кустом стоит пастух. За садом высокий мост. Петух поднимает хвост.
Занятие № 6
- Упражнения для язычка: «Улыбка», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Накажем Язычок», «Катушка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота», «Чистим зубки».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слогов).
- Слоги: ска-ско-ску-скы, аск-оск-уск-ыск, кса-ксо-ксу-ксы.
- Слова (проговаривание, определение места звука [С]): каска, киска, миска, маска, скакать, скамейка, скука, иск, писк, обелиск, киоск, воск, пуск, плеск, сколько, носки, доска.
- Именительн. падеж множ числа: киска – киски, миска, ласка, маска, скамейка, обелиск, киоск, скакалка, склад.
- Игра «1-2-5» со словами: миска, скакалка, доска.
- Чистоговорки (заучивание, выделение слов со звуком»С»):
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка.
Занятие № 7
- Упражнения для язычка: «Улыбка», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Накажем Язычок», «Катушка», «Дуем на лопаточку», «Загоним мяч в ворота», «Чистим зубки».
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С]: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слогов).
- Слоги: спа-спо-спы-спу, пса-псо-псу-псы, асп-осп-усп-ысп.
- Слова: спать, спой, спутать, спутник, спор, поспорить, проспать, спокойно, спасибо, испытание.
- Чистоговорки (заучивание, выделение слов со звуком [С]):
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит – на суку сидит.
Взгляни на маленьких совят,
Совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
- Игра «1-2-5-9» со словами: сова, совята.
- Игра «МОЙ, МОЁ, МОЯ, МОИ» слова: спутник, каска, киска, миска, маска, ступеньки, пастух, кусты, мосты, хвосты, аисты.
Занятие № 8
- Упражнения для язычка: комплекс упражнений для постановки следующего звука.
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С] и слоги: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слов).
- Учим
Идут леском
Гусак за гусаком
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гасака.
- Игра «1-2-5-9»
- Игра «МОЙ, МОЁ, МОЯ, МОИ»
- Игра «Чего не стало»
- Игра «Подари картинку Соне (Сане)»
- Упражнение «Определи место звука»
Занятие № 9
- Упражнения для язычка: комплекс упражнений для постановки следующего звука.
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С] и слоги: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слов).
- Учим
Спит медведь в своей берлоге
И чудесный видит сон:
Вместо снега на пороге
Мёд лежит сплошным ковром.
Мишке хочется проснуться
И до мёда дотянуться.
- Игра «1-2-5-9»
- Игра «МОЙ, МОЁ, МОЯ, МОИ»
- Игра «Чего не стало»
- Игра «Что с чем?»
- Упражнение «Определи место звука»
Занятие № 10
- Упражнения для язычка: комплекс упражнений для постановки следующего звука.
- Длительно на плавном выдохе произносим звук [С] и слоги: тихо, громко.
- Игра «Поймай звук [С]» (в ряду слов компьютер).
- Учим
Солнце село за селом,
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс.
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в свою страну унёс всех.
- Игра «1-2-5-9»
- Игра «МОЙ, МОЁ, МОЯ, МОИ»
- Игра «Чего не стало»
- Игра «Что с чем?»
- Упражнение «Определи место звука»
|