Многозначные слова
Проект
Паспорт проекта
Название проекта
|
Многозначные слова
|
Основные разработчики проекта
|
О. П. Попова, учитель-логопед МАДОУ № 1
|
Проблема
|
Развитие активного и пассивного словарей детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в настоящее время, является одной из главных проблем педагогов, работающих в детских садах. Отмечается, что к старшему дошкольному возрасту появляются существенные различия в уровнях сформированности экспрессивной речи детей с нормой речевого развития и детей с нарушениями речи.
|
Цели и задачи проекта
|
Цель: Формирование качественной стороны детской лексики, повышение уровня развития общей речевой культуры.
Задачи
1. Способствовать повышению интереса у детей к слову, к его смысловой стороне.
2. Познакомить с разнообразием значений многозначных слов.
2. Научить детей «видеть» многозначное слово, понимать его значение, замечать речевые и логические ошибки.
3. Формировать умения и навыки воспитанников по использованию многозначных слов в своей речи.
4. Развивать точность и выразительность языка, мышление, память, внимание, воображение, фантазию.
|
Сроки реализации проекта
|
I этап (подготовительный)
15. 10. 2013 – 20.10.2013
II этап (основной)
21.10.2013 – 31.10.2013
III этап (заключительный)
01.11.2013 – 07.11.2013
|
Перечень основных мероприятий
|
1. Непосредственная образовательная деятельность по теме «Многозначные слова»
2. Практические консультации для родителей и педагогов
3. Презентация страничек книжки-малышки «Многозначные слова»
4. Познавательный досуг «Волшебные слова»
|
Исполнители проекта
|
1. Дети старшей группы
2. Учитель-логопед и педагоги старшей группы
3. Родители
|
Ожидаемые конечные результаты
|
1. Дети правильно понимают смысловые значения многозначных слов, употребляемых в том или ином контексте.
2. Умеют правильно подбирать и использовать многозначные слова в собственной речи.
|
Ресурсное обеспечение
|
1) кадровое: учитель-логопед, воспитатели группы;
2) материально-техническое: фотоаппарат, компьютер, интерактивный комплекс;
3) информационно-методическое: литература по проблеме речевого развития дошкольников, информация интернета, литература для детей по теме.
|
Актуальность проекта
В настоящее время, в связи с возросшими требованиями к культуре речи, возникла необходимость работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса детей. Эта работа должна идти, на наш взгляд, не только по пути накопления новых лексических единиц, но и в направлении систематического раскрытия и усвоения многозначности слов.
Дошкольники зачастую не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Роль изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка трудно переоценить: понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ребенка, предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников.
В рамках данного проекта мы планируем показать детям в игровой форме жизнь самого слова, раскрыть смысловое богатство многозначного слова, способствовать умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа послужит для развития уровня общей речевой культуры детей.
Целевые группы
Целевые группы
|
Их интересы
|
Дети 5 – 6 лет
|
Интерес детей к пониманию смыслового значения многозначных слов.
|
Родители
|
Просветительная работа с родителями по расширению словарного запаса детей, уточнению лексических значений слов и их разнообразных обозначений.
|
Педагоги
|
Реализация творческого подхода педагогов к работе по уточнению и расширению активного словаря детей старшего дошкольного возраста, а также совершенствование устной речи.
|
Механизм реализации проекта
Этапы проекта
|
Сроки этапов проекта
|
Задачи этапов проекта
|
I этап
(подготовительный)
|
15.10.13. – 20.10.13
|
1. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.
2. Анкетирование родителей «Уровень общей речевой культуры ребёнка»
3. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
4. Обсуждение с родителями и педагогами группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
|
II этап
(основной)
|
21.10.13. – 31.10.13
|
Содержание деятельности учителя-логопеда.
С детьми.
1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.
2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.
3. Подготовка и проведение презентации страничек книжки-малышки «Многозначные слова».
С педагогами
1. Консультация «Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов»
2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.
Содержание деятельности воспитателей.
1. Беседы «Ярмарка слов», «О замках, замке и ключах», «Блестит ли золото?», «Летите, летите, летите»
2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.
С родителями
1. Консультация «Многозначные слова»
2. Консультация «Игры и упражнения по ознакомлению с многозначными словами дома»
3. Памятка «Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря».
Содержание деятельности родителей.
Создание страничек книжки-малышки «Многозначные слова»
|
III этап
(заключительный)
|
01.11.13. – 07.11.13
|
1. Познавательный досуг «Волшебные слова».
2. Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.
3. Анализ полученных данных.
|
Календарный план мероприятий
Дата
|
Работа с детьми
|
Работа с педагогами
|
Работа с родителями
|
15.10.13
|
|
1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта.
2. Обсуждение с педагогами группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
|
|
16. 10.13
|
Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.
|
|
|
17.10.13.
|
|
|
Обсуждение с родителями группы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
|
18.10.13.
|
|
|
Анкетирование родителей «Уровень общей речевой культуры ребёнка»
|
21.10.13 – 31.10.13.
|
1. Игровые упражнения для индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными.
2. Рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание загадок и стихотворений.
3. Подготовка и проведение презентации страничек книжки-малышки «Многозначные слова».
|
1. Консультация «Методы и приёмы по ознакомлению детей с многозначностью слов»
2 Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.
|
1. Консультация «Многозначные слова»
2. Консультация «Игры и упражнения по ознакомлению с многозначными словами дома»
3. Памятка «Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря».
|
01.11.13
|
Определение уровня сформированности у детей понимания лексического значения многозначных слов.
|
|
|
07.11.13
|
Познавательный досуг «Волшебные слова».
|
|
|
Оценка результатов
Критерии
|
Показатели
|
Уровень сформированности понимания смысловой стороны многозначных слов.
|
- Доля детей имеющих низкий уровень.
- Доля детей имеющих средний уровень.
- Доля детей имеющих высокий уровень.
|
Уровень сформированности умения выделять и употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.
|
- Доля детей имеющих низкий уровень.
- Доля детей имеющих средний уровень.
- Доля детей имеющих высокий уровень.
|
Вовлечение родителей в совместную деятельность
|
Повышение доли родителей воспитанников, вовлеченных в совместную деятельность.
|
Литература
1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html
2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
4. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc
6. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php .
7. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12
|