Воскресенье, 03.03.2024, 18.49.45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов

Логопедические заключения

Рекомендации по постановке логопедического заключения

   В настоящее время в практической логопедии острые дискуссии вызывает проблема написания логопедического заключения, от которого зависят все последующие коррекционные и социальные мероприятия. 

   Корректно сформулированное заключение – это результат и один из важнейших показателей работы логопеда. На основании логопедического заключения проводятся не только коррекционные мероприятия, но и комплектование, как речевых групп, так и отбор, и направление детей в логопедические пункты дошкольных общеобразовательных учреждений, а так же специальные школы. Следует помнить, что протокол обследования речи ребенка, речевая карта, перспективный план коррекционно-развивающих мероприятий являются основными документами, на основании которых делаются выводы о работе логопеда, качестве логопедической помощи, уровне квалификации.

      Каждое проявление речевой патологии должно быть закреплено в виде четкой и ясной формулировки. Однако анализ реальных данных логопедической практики показывает, что в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде «диагноза» (логопедического заключения) в настоящее время имеются серьезные противоречия, обусловленные разными представлениями об их сущности, классификации, дефинициях и взаимосвязях. Устранение этих противоречий является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной логопедии.

   Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:

  1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, учреждениях.
  2. Имеются различия  в подходах к формулировке логопедического  заключения у Московской  и   Петербургской   логопедических  школ.
  3. Отмечается также несовпадение логопедических заключений и соответствующих классификаций нарушений речи с нормативными документами по комплектованию групп, логопунктов и классов для детей с нарушениями речи  в образовательных учреждениях.
  4. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно к одному речевому нарушению без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» и «Недостаточная сформированность средств языка»). Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с задержанным и дефицитарным психическим развитием.

    Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами  образовательных учреждений  с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов.

Классификации речевых нарушений

   Традиционно, при составлении логопедического заключения применяются определения различных нарушений речи, которые существуют в рамках клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций, разработанных в отечественной логопедии несколько десятилетий назад.

     По клинико-педагогической классификации вся речевая патология подразделяется, прежде всего, по видам речевой деятельности на нарушения устной речи и нарушения письменной речи. 

   Нарушения устной речи, в свою очередь, классифицируются на основе выделения ведущего, этиопатогенетического, звена в структуре речеязыкового механизма на нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания:  дислалия, афония (дисфония), дизартрия (анартрия), ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, и структурно-семантические нарушения: алалия, афазия.

   Структурно-семантические нарушения принципиально отличаются от нарушений внешнего оформления высказывания, так как затрагивают глубинные уровни речепроизводства (внутреннюю речь, программирование речевого высказывания). И если рассматривать эти нарушения с позиции современных представлений о речеязыковом механизме человека, то первая группа может быть отнесена к разряду речевых нарушений, а вторая – языковых. Нарушения письменной речи в рамках клинико-педагогической классификации представлены двумя формами: дисграфия и дислексия.

      В соответствии с психолого-педагогической классификацией все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения применения средств общения

    В первую группу включаются такие формы речевой патологии, как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН). 

    Ко второй группе отнесена только одна форма речевой патологии – заикание. 

    Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).   При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). 

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). 
   При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. 

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). 
   При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. 

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также 
не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). 
   При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй. 

В рамках психолого-педагогической классификации отдельно рассматриваются только нарушения устной речи, нарушения письменной речи оцениваются как вторичные, отдаленные последствия общего недоразвития речи или фонетико-фонематического недоразвития.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Ранний возраст:

До 3 лет:  Задержка речевого развития.

От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).

Дети с сохранным интеллектом

Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

  1. Психолого-педагогической классификации:  фонетическое нарушение речи,  фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  общее недоразвитие речи  речи  I, II, III, уровня, не резко выраженное общее недоразвитие речи,  лексико-грамматическое недоразвитие речи.
  2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия,  заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн.

Варианты пересечения двух классификаций. 

Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): 

- дислалия, 

- дизартрия или стертая дизартрия, 

- нарушения голоса, 

- ринолалия. 

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): 

- дислалия, 

- дизартрия или стертая дизартрия, 

- ринолалия. 

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): 

- выход из моторной (сенсорной) алалии, 

- по типу задержки речевого развития, 

- при ЗПР, невыясненного патогенеза. 

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): 

- моторная алалия, 

- сенсорная алалия, 

- сенсомоторная алалия, 

- дизартрия или стертая дизартрия, 

- по типу задержки речевого развития, 

- при ЗПР, 

- невыясненного патогенеза. 

Нарушение темпа и ритма речи: 

- заикание, 

- тахилалия, 

- брадилалия, 

- спотыкание (полтерн). 

 Примерные формулировки логопедических диагнозов:

  • Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая  дизартрия.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
  • Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.
  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. 
  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия. 
  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
  •  Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание. 
  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. 
  • Общее недоразвитие речи. Детская афазия. 
  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. 
  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия. 
  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание. 
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. 
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия. 
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. 
  • Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия. 
  • Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. 
     

Школьный возраст:

1 класс 1 полугодие  – Трудности в овладении письмом и чтением.

1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов  формирования чтения  и   письма.

В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной речи (если имеются)
  2. Нарушения письменной речи (см. выше)

 Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Общее недоразвитие речи III уровня.  Трудности в овладении чтением и письмом;
  • Нерезко выраженное ОНР.  Нарушения процессов формирования чтения и письма.

Со 2 класса 2 полугодия  –  Дисграфия,  дислексия.

В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной речи (если есть).
  2. Нарушения письменной речи (дисграфия,  дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой)).

  4 класс 2 полугодие –

     Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».

Дети с задержкой  психического развития.

Дошкольный возраст:

В логопедическом заключении указываются:

  1. Недостаточная  сформированность  средств языка с преобладанием недоразвития  смысловой стороны речи или несформированность  всех средств  языка.
  2. При наличии клинических проявлений следует использовать  клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Недостаточная   сформированность  средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
  • Несформированность  всех средств языка. Дизартрия.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной речи, если имеются  (см. дошкольники с ЗПР).
  2. Нарушения письменной речи  (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма,  дисграфия, дислексия – виды).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
  • Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.

 Дети с умственной  отсталостью.

Дошкольный возраст:

В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной  речи (Системное недоразвитие речи, указать степень: легкая, средняя, тяжелая).
  2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).

Примерные формулировки логопедических диагнозов:

Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия.

Школьный возраст:

 В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной речи (см. дошкольники с УО).
  2. Нарушения письменной речи  (см. школьники с нормой интеллекта).

Дети  с билингвизмом.

Дошкольный возраст:

Примерные формулировки:

Недостаточная  сформированность  средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

Школьный возраст:

В диагнозе указываются:

  1. Нарушения устной речи (см. дошкольников с билингвизмом).
  2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).

Дети с нарушениями слуха 

Дошкольный возраст:

     Примерные формулировки логопедических заключений:

Недостаточная  сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.

Школьный возраст:

  Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Недостаточная сформированность  средств  языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
  • Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения  процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.

Литература

  1. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление диагноза. М., 2004.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  3. Безрукова О.А. Логопедическое заключение: вопросы методологии и формализации / Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории и методологии: сб.ст.II междун. теор.-прак. семинар.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000;
  5. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена, 1996;
  6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
  8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
  9. Р.И. Лалаева,  Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004.
Категория: Консультации для учителей-логопедов | Добавил: 28071973 (24.07.2014)
Просмотров: 31366 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar