Главная » Статьи » В помощь педагогам » Консультации для учителей-логопедов |
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
ОВЗ – не медицинское ограничение, а особый образовательный статус, который определяется ПМПК и предполагает необходимость создания специальных образовательных условий. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
- глухие – дети cо стойким двусторонним нарушением слуха – выше 90 Дб, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным без специальной систематической психолого – педагогической помощи дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация, - слабослышащие (тугоухость) – дети со стойким понижением слуха от 26 до 90 Дб, которое вызывает затруднение в восприятии речи и самостоятельное овладение речью. При тугоухости у детей остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов, Позднооглохшие дети – потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована;
- слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная оз — 0,04 на лучше видящем глазу в очках), - слабовидящие – дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу в очках от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения);
ТНР – стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К этой категории относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, которые имеют общее недоразвитие речи, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях и ведущее к нарушению формирования чтения и письма;
- заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит. - врожденная патология ОДА – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей. - приобретенные заболевания и повреждения ОДА – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит);
- Олигофрения – нарушения интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Это диффузное, необратимое поражение коры головного мозга, преимущественно лобных отделов, - Деменция – приобретенное слабоумие, возникающее после сравнительно длительного нормального развития (5-7 лет и более). Дети с деменцией имеют текущее, прогрессирующее заболевание головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и другие) с плохим прогнозом развития;
Систематика ЗПР К.С. Лебединской - ЗПР конституционального происхождения (в этиологии лежат конституциональные факторы); - ЗПР соматогенного происхождения (хронические соматические заболевания); - ЗПР психогенного происхождения (длительные неблагоприятные условия воспитания); - ЗПР церебрально-органического генеза (органическая недостаточность нервной системы);
Аутизм – снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний;
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей третьей и шестой групп (дети с нарушением речи (ТНР) и дети с задержкой психического развития), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу. | |
Просмотров: 3446 | |
Всего комментариев: 0 | |